Широкое распространение платежных карточек привело к появлению и развитию сетей устройств по их обслуживанию. Основным устройством обслуживания платежных карт является банкомат. Сегодня банкоматы встречаются практически повсеместно: на улице, в магазинах, развлекательных центрах. На этой страничке мы подробно расскажем о возможностях банкоматов и правилах их использования.
1. Что такое банкомат?
Банкомат, или АТМ (Automatic Teller Machine), — электронно-механический программно-технический комплекс, обеспечивающий выдачу или выдачу и прием наличных денежных средств, совершение ряда других операций с использованием платежных карточек, регистрацию таких операций с последующим формированием карт-чека.
Работа с банкоматом построена в диалоговом режиме: он ставит вопросы, а Вы выбираете один из предложенных вариантов путем нажатия кнопок (вариантов). Язык диалога (меню) выбирается клиентом самостоятельно. Обычно меню банкомата доступно на языке страны расположения банкомата плюс 1-2 международных языка (как правило, английский).
2. Как снять наличные денежные средства с использованием платежной карты в банкомате?
Выдача наличных денежных средств является главной функцией банкомата. Ниже пойдет речь о шагах, которые Вам нужно выполнить для получения наличных денежных средств со счета вашей платежной карточки.
Шаг 1. Выбираем банкомат
Подойдя к банкомату, обратите внимание на наклейки с логотипами платежных систем. Эти наклейки подсказывают, какие виды платежных карточек принимаются к обслуживанию в данном банкомате.
Во всех банкоматах БТА Банка обслуживаются карты платежных систем Visa и БЕЛКАРТ.
Шаг 2. Убедиться в работоспособности банкомата
На то, что банкомат находится в рабочем состоянии, укажет экранная заставка или демонстрация на экране банкомата рекламных роликов. Дополнительным подтверждением работоспособности банкомата является мигающий зеленым цветом индикатор прорези картоприемника.
Если же Вы видите темный экран, сообщение «Временно не работает», «Off-line», не пытайтесь вставить в такой банкомат карточку – поищите другой банкомат.
Шаг 3. Вставляем платежную карточку в банкомат
Запомните, магнитная полоса должна быть справа внизу, а логотип банка - вверху по направлению движения карточки. Если Вы вставляете карточку неправильно, банкомат ее не примет.
Приняв карточку, банкомат предложит выбрать язык меню. Выбираете язык, нажав соответствующую клавишу, справа или слева от экрана.
Шаг 4. Вводим ПИН-код платежной карточки
ПИН-код – это код, состоящий из четырех цифр. Первоначально его выдают вместе с карточкой (в отдельном запечатанном конверте). Необходимо ввести ПИН-код и подтвердить завершение набора нажатием клавиши ВВОД (ENTER).
Важно!
Если вы неправильно набрали ПИН-код, банкомат предложит Вам сделать новые попытки. Однако, если вы ошибетесь в третий (!) раз, банкомат удержит и не вернет карточку, считая ее украденной. Если вы не уверены, что набранный код верный, откажитесь от операции, нажав кнопку «Отмена» («Cancel»), после чего карточка будет возвращена.
Стоит обратить внимание на то, что количество ошибок запоминает карточка, а не банкомат. То есть, если владелец карточки 2 раза ввел неверный ПИН-код на одном банкомате, а потом подойдет к другому и опять ошибется, банкомат также удержит и не вернет карточку, считая ее украденной.
Если с Вашей картой были случаи неправильного набора ПИН-кода, Вы можете воспользоваться услугой обнуления счетчика неправильного ввода ПИН-кода, обратившись в банк, выдавший карточку.
Шаг 5. Выбираем операцию
Для этого необходимо выбрать операцию, внимательно следуя указаниям на экране банкомата.
Шаг 6. Выбираем сумму наличных
Банкомат предложит выбрать из списка сумму, которую Вы планируете снять. Если необходимая сумма отсутствует в списке, предложенном банкоматом, Вам необходимо воспользоваться клавишей «Другая сумма». При этом выбирайте сумму, кратную 5, 10, 20 или 50 рублям, если Вы планируете снять денежные средства в белорусских рублях, либо 100$, если снимаемая сумма в долларах США, в зависимости от банкомата (минимальный номинал банкомата отображается на экране ввода суммы).
Обращаем внимание, что в банкоматах ЗАО «БТА Банк», внедрён алгоритм выбора покупюрного состава запрашиваемой суммы.
Алгоритм выдачи работает следующим образом: Вы выбираете нужную сумму и нажимаете кнопку «Ввод» («Enter»), затем на экране банкомата появляются всевозможные варианты выдачи. Выбрав один из них, Вы получаете запрошенную сумму составом купюр, который Вы выбрали на экране.
Если банкомат не в состоянии выдать денежные средства (их нет в наличии, недостаточно средств на счете Вашей платежной карточки, превышен лимит и др.), на экране банкомата появится сообщение с указанием причины отказа.
Шаг 7. Получаем денежные средства, забираем карточку
Во время пользования АТМ крайне нежелательно отвлекаться. К сожалению, небрежность и невнимательность может обернуться потерей времени и, в редких случаях, денежных средств. К примеру, если Вы не заберете карточку в течение 20 — 45 секунд (в зависимости от настроек банкомата) после того, как банкомат выдаст ее, в целях безопасности Ваших средств банкомат затянет ее обратно - в специальный контейнер для забытых или изъятых из обращения платежных карточек.
В этом случае, чтобы ее вернуть, Вам придется обратиться в банк, установивший банкомат, с документом, удостоверяющим личность. Возврат карты займет от одного дня до двух недель. Как правило, это делают бесплатно. Однако за срочную выдачу (до проведения инкассации банкомата) с Вас могут взять определенную тарифами банка плату. Денежные средства таким же образом могут попасть в резервную кассету банкомата, если Вы не заберете их в течение 20-45 секунд. Для их возврата следует обратиться в банк, выпустивший Вашу платежную карту.
3. Как узнать остаток средств на счете Вашей платежной карточки?
Есть несколько способов это сделать:
- После получения денежных средств распечатать чек о состоянии счета. В банкомате «своего» банка такая услуга предоставляется бесплатно.
- Выбрать необходимый пункт в меню («Остаток на счете»), не снимая наличные. Правда, не всегда это удастся сделать через банкомат «чужого» банка. Эта услуга, как правило, платная и оговаривается в тарифах банка. Для клиентов БТА Банка просмотр остатка на счете через банкомат «чужого» банка составит 50 коп. или 0,5$. При этом, плата взимается за запрос, вне зависимости, удовлетворен он или нет.
- Распечатать в банкомате «своего» банка мини-выписку о последних операциях по карточному счету. Эта услуга, как правило, платная и оговаривается в тарифах банка. Для клиентов БТА Банка сумма оплаты за данную услугу составляет 20 коп. или 0,2$.
- в системе Интернет-банк BTA.BY (для зарегистрированных пользователей);
4. Что делать, если...
...украли карточку
Немедленно обратитесь в банк, выпустивший Вашу платежную карту, с просьбой заблокировать ее. В некоторых банках услуга может быть платной. БТА Банк осуществляет блокировку карточки бесплатно.
…Вы потеряли или забыли ПИН-код
Обратитесь в отделение банка и составьте заявление на перевыпуск карты. Блокировать ее не нужно.
…карточку изъял банкомат
При изъятии банковской платежной карточки Банка банкоматом или ее оставлении в банкомате, держатель карточки обязан заблокировать карточку, сообщив об этом в Банк любым из приведенных ниже способов:
- обратившись в круглосуточную службу поддержки клиентов ОАО «Банковский процессинговый центр» по телефону (указан на оборотной стороне карточки): +375 17 299-25-25;
- самостоятельно посредством системы Интернет-банк BTA.BY;
- обратившись в любой офис ЗАО «БТА Банк»;
- обратившись в Контакт-центр по телефонам:
(пн.-пт. с 8:30 до 19:00, сб. и вс. – вых.)
.png)
Затем необходимо сразу обратиться в банк, выпустивший Вашу платежную карточку, с документом, удостоверяющим личность, и заявлением, в котором необходимо указать все реквизиты карточки и месторасположение банкомата.
Стоит отметить, что в любом из вышеперечисленных случаев Ваши деньги остаются в полной сохранности на карт-счете.
…банкомат отказал в обслуживании карты
Убедитесь, что:
- срок действия карточки не истек;
- на карточке достаточно средств для совершения операции;
- на карточку не установлены лимиты использования денежных средств;
- карточка не имеет физических повреждений.
…банкомат не выдал денежные средства (выдал денежные средства в меньшем размере)
В этом случае держателю карточки необходимо лично, предъявив документ, удостоверяющий личность, обратиться в Банк, который выдал карточку, с письменным заявлением о проведении разбирательства (правомерности списания средств).
…банкомат выдал излишние денежные средства (выдал больше запрашиваемой суммы)
Излишне полученные денежные средства должны быть возвращены банку – владельцу банкомата. Для этого Вам необходимо связаться со службой поддержки банкоматов банка по телефонам, указанным на нем (как правило, наклейки с телефонами службы поддержки банкоматов размещаются на лицевой стороне банкомата).
5. Телефоны службы поддержки клиентов ОАО «Банковский процессинговый центр»
При возникновении проблем с платежными картами ЗАО «БТА Банк» звоните в Службу поддержки клиентов ОАО «Банковский процессинговый центр» (телефон Службы поддержки указан на оборотной стороне карточки: +375 17 299-25-25).
При необходимости сотрудники Службы поддержки заблокируют Вашу карточку для того, чтобы посторонние лица не смогли ею воспользоваться.
6. Телефоны Контакт-центра ЗАО «БТА Банк»: 5-282-282 (любой оператор), +375 (17) 311-32-32
(пн.-пт. с 8:30 до 19:00, сб. и вс. – вых.)